1_capraz (1_capraz) wrote,
1_capraz
1_capraz

Суперская выдержка от Кунгурова про нас про всех и прочих

Оригинал взят у begemot_0007 в Суперская выдержка от Кунгурова про нас про всех и прочих
Из поста *Страна наркоманов перед ломкой*
…….

Понять, что такое рентный тип экономики, я предлагаю на таком примере.

Представьте себе колхоз «Заветы Леонида Ильича», который живет бедно, но в целом самодостаточно – есть и пашни, и луга и свой маслозаводик. В плохие годы колхозники выживают за счет картохи, в хорошие – могут позволить себе купить мотоцикл. И тут вдруг на колхозников падает манна небесная – через их землю пролегает платная автотрасса от столицы к буржуйским коттеджным поселкам. Колхоз дает на это согласие, с условием, что с каждого проезжающего автомобиля он будет получать 10 рублей. В первый же год новой жизни колхоз получает прибыль в 10 миллионов рублей, что вдвое выше, чем в самые урожайные годы. Вскоре трафик движения по дороге возрастает вдвое, а цена подскакивает до 50 рублей за проезд. Колхоз просто купается в деньгах, прибыль возрастает до 100 миллионов рублей.

Давайте даже считать, председатель колхоза не ворует прибыль, доходы равномерно распределяются между всеми колхозниками, которые не спились от нежданного богатства. Наоборот, взыгравший кулацкий инстинкт заставил их полностью отказаться от алкоголизма, а взяться за дело. Крестьянский труд становится полностью нерентабельным, ржаное поле превращено в поле для гольфа, кукурузное превратилось в охраняемую автостоянку, на месте коровника возводится элитный торговый центр, где бывшие доярки, побрив ноги и сделав себе силиконовые сиськи, успешно торгуют в бутиках. Вдоль трассы стремительно растет инфраструктура: СТО по обслуживанию лимузинов, публичные дома, рестораны. Речка запружена, на берегу пруда воздвигнут аквапарк и банный комплекс. В пожарном пруду разводят форель, для VIP-рыбалки. Все это увеличивает доход бывших крестьян до 200 миллионов в год.

Бывшие колхозники забросили даже свои огороды, которые стараниями модных дизайнеров (теперь на них есть деньги) превращены в произведения ландшафтного дизайна с фонтанами и скульптурами. На месте бывших изб вырастают стильные коттеджи. Разве можно сказать, что бывшие колхозники – бездельники и лентяи? Нет, они отчаянно вкалывают, проявляя чудеса предприимчивости, и потому рост их благосостояния вроде бы обоснован. Но этот рост имеет на 100% рентный характер. Основа их процветания – платная автотрасса.

Теперь представьте, что появилась другая автодорога от столицы к буржуйским поместьям, которая пролегла через заказник (протесты зеленых были проигнорированы), и потому вдвое короче. К тому же, поскольку инвестору удалось «порешать вопрос» и проложить ее по федеральным землям, отпала необходимость платить ренту владельцам земли – проезд по этой дороге стоит не 10, а всего 5 рублей. Что касается нашего VIP-автобана, то он обанкротился вследствие почти полного прекращения трафика, передан в госсобственность и стал обычной автодорогой районного значения, которая быстро пришла в убитое состояние из-за недофинансирования ремонта.

В итоге наш колхоз полностью потерял рентные платежи, в бутики и рестораны разорились из-за отсутствия клиентуры (на новой автодороге всю эту лакшери-инфраструктуру отстроил инвестор). Да, у колхозников остались джипы, которые они накупили в тучные годы и шикарные коттеджи, достойные верхнего слоя среднего класса. Но у них нет денег на обслуживание шикарных тачек и даже текущее содержание своих домов. В лучшем случае им удастся все это продать в полцены (массовые продажи обвалят цены) и перебраться в замкадские многоэтажные муравейники. Вернуться к крестьянскому труду они не смогут как из-за утраты навыков, так и по причине отсутствия капитала, то есть средств производства – все трактора уже сданы на металлолом, комбайны проданы, стадо КРС пущено под нож, молокозавод перепрофилирован в стриптиз-клуб, агрономы и зоотехники стали менеджерами и барменами.

В худшем случае дураки потратят все свои сбережения на поддержание в исправном состоянии своего богатства, ожидая, когда былое счастье вернется, а потом потеряют все и сопьются. Но мы-то с вами понимаем, что единственный источник благосостояния колхоза «Заветы Леонида Ильича» утрачен НАВСЕГДА. И даже если вдруг когда-то платный трафик вновь возобновится по длинной трассе, убийственная конкуренция со стороны более короткой дороги сделает невозможным брать даже 2 рубля с машины, потому что проезд по короткой дороге позволяет сэкономить не только время, но и горючее. Короче, был колхоз, да весь вышел.

Аналогия ясна? Эрэфия дала нам пример такого же колхоза, который забросил ПРОИЗВОДСТВО ради ПОТРЕБЛЕНИЯ, которое обеспечивалось сырьевой РЕНТОЙ. Да, вроде бы все работали – и дизайнеры, и мерчендайзеры, и стриптизерши, и продавцы айфонов с риэлторами гордо надували щеки, демонстрируя графики роста продаж. Но вся эта ЭКОНОМИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ питалась исключительно за счет РЕНТНЫХ СВЕРХДОХОДОВ. Что касается обрабатывающей промышленности, авиастроения и машиностроения, то они давали лишь остаточную прибыль, а иногда даже демонстрировали рост, но это был РОСТ БЕЗ РАЗВИТИЯ.

Да, бывший телевизионный завод, пока еще есть корпуса и советские кадры, можно было перепрофилировать на отверточную сборку корейских телевизоров. Да, такая продукция будет продаваться в 100 раз успешнее, чем телевизоры «Радуга» и «Горизонт», и потому финансовые показатели предприятия сразу подскочат. Но ведь это будет происходить на фоне ДЕГРАДАЦИИ производства, точнее полного отказа от производства. И как только платежеспособный спрос из-за оскудения рентных доходов падает, владелец без всякого сожаления закрывает завод «до лучших времен». Владелец производства не может это сделать, потому что утрату кадров невозможно будет восполнить. А если речь об отверточной сборке, то обучить персонал, набранный с улицы, можно за две недели.
…….

Рентная экономика своим РОСТОМ УБИВАЕТ РАЗВИТИЕ, а любая экономика без развития разрушается. Точно так же, как колхозники в рассмотренном выше примере, теряют свои дома, лишившись рентных доходов, РФ неизбежно потеряет даже источники своей ренты. Причем это произойдет в лучшем случае, если они хоть кому-то будут нужны! В худшем случае наши газопроводы и нефтепромыслы просто никому не понадобятся. Подобные примеры в истории уже были. В начале прошлого века бурное развитие автомобилестроения взвинтило спрос и цены на каучук. В результате каучуковые плантации в Латинской Америке обеспечивали просто заоблачные доходы. А потом бац – и вся эта каучуковая индустрия лопнула, опустели и заросли джунглями целые города! Всего лишь химики научились получать искусственную резину. Зависимость от ренты всегда опасна.
Tags: превратности судьбы, проза жизни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments